Лучший педагог года

Познавательный рассказ «Заяц-русак». Автор Светлана Фоминых

Светлана Фоминых
Познавательный рассказ «Заяц-русак». Автор Светлана Фоминых

В рассказе «Заяц – русак»,дети узнают о местах обитания зайца-русака, окраске шерсти, чем питается и как спасается.

Повествование ведётся в форме диалога старого деда и внука.

Предлагается один из вариантов знакомства детей с этим произведением. Это может быть чтение, инсценировка или прослушивание записей.

«Заяц – русак»

Жил на свете старый дед,

Был он немощен и сед,

И ему было не лень

Проводить в рассказах день.

Вел рассказы не спеша

Про былые времена,

Публикация «Познавательный рассказ „Заяц-русак“, Автор Светлана Фоминых» размещена в разделах

Про животных и про птиц,

Про охоту на лисиц.

Как-то летним вечерком

На веранде за чайком

Он поведал для внучка

Про зайчишку-русачка.

ДЕД:

Он живет в лесу и в поле

И в горах, в степи, в тайге.

Есть повсюду на земле

И в любой почти стране.

Чтоб не виден был вдали,

Не заметили враги

Светло-серый он зимой,

Цвета веточек – весной.

Но бывают и они

Как снежок и пух белы

Ну, конечно, лишь зимой.

Поменяют шерсть весной.

А тебя спрошу я так:

-Чем питается русак?

ВНУК:

Разгонять чтоб в жилах кровь,

Ест капусту и морковь

И, наверное, в лесу

Сочную жует траву.

ДЕД:

Что ж, ты прав, он очень ловко

Посещает огород.

Ест и репу, и морковку

И капусту и укроп,

Очень любит он петрушку,

В поле рожь, овес, картошку.

ВНУК:

Если нет вблизи людей,

Огородов и полей,

Где же зайцу пищу взять?

Ты мне можешь рассказать?

ДЕД:

Я же так скажу тебе:

Овощей-то нет в тайге,

И зеленую траву

Не найдешь зимой нигде.

Вот оленьи трюфеля –

Их любимая еда.

А когда съедают куст,

Раздается только хруст.

ВНУК:

«Заяц трус», - идет молва.

Неправдивые слова?

ДЕД:

Слухом полнится земля,

Но не верю в это я.

Не трусливы – осторожны.

Их понять, конечно, можно.

Знают – вовремя беги,

Если встретятся враги.

А врагов не перечесть,

Кто хотел бы зайца съесть.

Но случается порой-

Рассказал знакомый мой-

Зайцы бдительность теряют

И от этого страдают.

А когда придет беда,

Есть с чего трястись тогда.

Вот представь:

В лесу поляна,

Зайцы сыты и бодры

И шалят, как малыши,

И валяются в траве,

Будто нет врагов нигде.

Скачут, бегают, шумят,

А в лесу не дремлет враг.

И лиса уж тут как тут,

Испугались зайцы вдруг.

Все зайчишки ну бежать,

Их лисе уж не догнать.

Только заяц молодой

Растерялся – чуть живой.

И бессмысленно он скачет,

Весь трясется, громко плачет

Жалко зайца, я скажу.

Ох, попал малыш в беду.

ВНУК:

Зайчик, быстро убегай!

В рот лисе не попадай!

ДЕД:

Поскорее подрастай,

Смелость, - ловкость набирай!

ВНУК:

Деда, ты мне расскажи,

Как зайчата – малыши

С мамой прячутся в глуши.

ДЕД:

Вот лиса в лесу бредет,

Прямо к ямочке идет.

Там зайчата – малыши

С мамой спрятались в кусты.

Малыши хоть и малы,

Но понятливы, умны.

Тихо замерли и ждут,

Что же дальше будет тут.

А зайчиха скок-поскок

Да подальше во лесок.

И уж так она хитра-

Притворилась, что больна.

Скачет, будто бы хромает,

Барабанит по земле,

Манит лисоньку к себе,

От зайчаток увела,

И – обратно к ним пришла.

ВНУК:

Заяц может иногда

Защититься от врага?

ДЕД:

Слушай:

Заяц мчится по поляне

Его коршун догоняет.

Вот догнал – и хвать за бок,

Выдрал шерсти с кожей клок.

Но для зайца не беда-

Зарастает бок всегда.

И не больно, крови нет.

В этом маленький секрет:

Клочья с кожей отдавать,

Быстро раны заживлять.

Так природа помогает,

От врага его спасает.

Вопросы воспитателя детям, по содержанию рассказа, могут быть заданы по прочтении или в другое свободное или удобное для воспитателя время.

Вопросы:

Какого цвета бывает Заяц-русак? (Светло-серого, цвет веточек, бывают и белые.)

Чем питается заяц-русак? (Капустой, морковкой, репой, укропом, петрушкой.

Ест кусты и оленьи трюфеля.)

Воспитатель. Автор не рассказывает про оленьи трюфеля, но я предполагаю, что в

тайге растут такие грибы в форме трюфелей.

Согласны ли вы с мнением о трусости зайцев? Почему? (Они не трусливы, осторожны потому - что у них есть враги.)

Воспитатель. Хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами, а это не так. Зайчонок, десяти дней от роду, отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними и громко крича для устрашения. Так что обидно за зайцев, не справедливо их в трусишки зачислили. Просто есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережёт»

Кого из врагов зайцев вы знаете? (Лисы, волки, коршуны и т. д.)[3]

Как мама-зайчиха защищает своих малышей? (Хитрит, притворяется больной….)

После знакомства с рассказом можно провести сюжетное рисование по рассказу. При этом предполагается, что навыки, умения рисования зайца в различных позах, движениях у детей уже есть.

Литература, которая использовалась для написания рассказов :

1. Альфред Брем «Жизнь животных», издательство советско-британского предприятия «Слово». М,1992 г. ;

2. Рик Марисс: «Тайны живой природы». Издательство «РосМен», 1998 г.

3. https://VOSPITATEL.COV.UA - ссылка начинается со слов "Хочу оправдать зайцев. Заканчивается "Заяц не трус, себя бережёт".

Публикации по теме:

Заготовки для пасхальных яиц делаем самиЗаготовки для пасхальных яиц делаем сами Заготовки для пасхальных яиц делаем сами Скоро Пасха и мы все будем с нашими детьми делать разнообразные поделки. Вот что я нашла в интернете.

Занятие по познавательно-речевому направлению в старшей группеЗанятие по познавательно-речевому направлению в старшей группе Тема: «Сочиняем сказку сами».Цель: развитие речи  через  сочинение сказки  для зайца. Задачи:• создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный рассказ «Заяц-русак». Автор Светлана Фоминых
Опубликовано: 26 августа 2012 в 12:53
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 64.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД